Входит в список Лучших современных художников России (ARTEEX), руководитель Департамента искусства и науки Университета Сорбонны и директор Международного Института Искусства и Науки. В своих работах она использует различные научные и технологические инновации, создавая крупномасштабные художественные инсталляции и интерактивные выставки.

После окончания Петербургской Художественно-промышленной Академии им. Штиглица в 1988 году, Ольга Киселёва работает в Америке по приглашению Fulbright Fondation. С начала 90х, она сотрудничает с крупнейшими фирмами Силиконовой долины в Калифорнии — Apple, Yahoo, Hewlett Packard, работает в лабораториях Калифорнийского университета.

Результаты этих исследований обобщены в диссертации, которую Ольга Киселёва защищает в 1996 году в Сорбонне. По приглашению Даниэля Бюрена и Понтюса Хюльтена, в 1995 году она становится членом Высшего института визуальных искусств при Центре Помпиду, где по- степенно начинает совмещать теоретические исследования с художественной практикой.
Ее выставки проходили в Центре Помпиду, Музее Гуггенхайма, Чикагском институте искусств и на Венецианской, Стамбульской, Дакарской, Тиранской и Московской биеннале современного искусства.
Ольга Киселева
член Высшего института визуальных искусств при Центре Помпиду


GHOST FOREST
Это масштабная инсталляция, в которой сочетаются виртуальные и реальные элементы исчезнувших растений.
Наш проект «Призрачный будущий лес» является составляющей частью обширной программу по сохранению исчезающих и возрождению уже исчезнувших растений. Как вы знаете, некоторые значимые территории, например, Эдемский лес, Эдемский сад, сегодня превратился в пустыню. И превратился в пустыню он всего лишь потому, что исчезли жившие там растения, адаптированные к климату этой территории.

Эта ситуация не просто неприятна, не эстетична и является разрушением дорогого нам исторического контекста, эта ситуация довольно-таки страшна и с социальной, и с политической, и с экономической точки зрения. Потому что превратившаяся в пустыню территория требует теперь огромного количества воды, которую ее хозяева собирают со всего региона, превращая таким образом в пустыню и другие территории этого региона.

В этой ситуации мы работали с лабораторией археоботаники университета Бар-Илан в Тель-Авиве и лабораторией Art and Science университета Сорбонна в Париже над исследованием растений, которые существовали когда-то на этой территории, и которым хватало существующей в природе воды для нормального существования без дополнительного орошения. Такие растения были, например, пальма «Метушелах», которая… Это финиковая пальма, дававшая в 10 раз больше фиников с одного дерева, чем растущие сейчас в пустыне Негев пальмы, привезенные из Марокко или из Туниса. И если бы удалось эту пальму восстановить и засадить ей ту территорию, где она раньше росла, во-первых, можно было бы накормить финиками огромное количество людей и сохранить ту воду реки Иордан, которая сейчас идет на орошение пальмовых плантаций с привезенными деревьями.

К сожалению, работа над возрождением этой пальмы только ведется сегодня. Ученым удалось возродить только мужской тип дерева, женский тип дерева пока возродить не удалось. Мы надеемся, что когда-нибудь вот эта фантастическая гипотеза станет реальностью, и Эдемский сад снова будет существовать в бывшей пустыне Негев.

То, что вы видите в нашей инсталляции – это тень от листьев пальмы «Метушелах», уже возрожденной и существующей, растущей в пустыне Негев, но, к сожалению, пока не умеющей размножаться и продолжать свой род. А также тот материал, тот драгоценный материал, поэтому здесь в инсталляции вы видите его покрытым золотом, который позволяет археоботаникам восстанавливать исчезнувшие деревья. А именно найденные в раскопках тысячелетнего возраста зернышки древней пальмы «Метушелах», древнего винограда, того самого, из которого делали вино, которые пил Иисус, древние оливки. А также удивительное растение Афарсемон, не существующее уже в течение двух тысяч лет, и тоже находящееся в стадии возрождения в лаборатории археоботаники.

Афарсемон это старинное растение, которое росло в пустыне Негев, оно использовалось для создания фимиама. И вот этот фимиам, то есть дым, происходящий от сожжения смолы Афарсемона, уходил прямо в небо вертикальной струей и шел прямо к Богу. Ни одно растение такого дыма не давало.

Афарсемон не только дает такой чудодейственный дым, но еще и обладает очень сильными ольфактивными свойствами. И многие кокетки, в частности Клеопатра, любили делать себе духи из Афарсемона. Но иудеи считали его священным растением и не хотели им делиться. Поэтому, когда Иудея была завоевана Римом, плантации Афарсемона просто сожгли, и растение перестало существовать.

Но в 21-ом веке было принято решение попытаться восстановить это растение. И оно-таки было восстановлено, благодаря найденным вот в этих вот раскопках обугленным семечкам, и оказалось, что у него есть еще одно чудодейственное средство – из смолы Афарсемона можно добыть, собственно, субстанции, которые позволяют делать крем для защиты от рака кожи. Очень интересный крем, совсем с другой структурой, чем все кремы, которые мы знаем. Этот крем не просто покрывает кожу, но ее видоизменяет, и она сама по себе становится нечувствительной к вредным солнечным излучениям.

Археоботаника – это наука о древних растениях. Археоботаники работают вместе с археологами на раскопках. Интересуются они зернами, остатками растений, какими-то остатками муки или других съедобных материалов, найденных при раскопках. И на этой основе они восстанавливают как идею образа жизни, пищи, одежды, различных видов сырья, которые использовались в древности. И в последнее время они стали практиковать работу над возрождением древних растений, благодаря вот этим найденным на раскопках семенам.

Археоботаника пока очень редкая профессия, которая, в основном, развита в странах, где археология является важной составной частью национальной науки. Я не знаю, есть ли в России уже развитые структуры, где можно было бы изучать и практиковать археоботанику. Но, учитывая количество потерянных на нашей территории уже старинных растений, а так же связанных с ними культурных и кулинарных обычаев, мне кажется, было бы замечательно, если бы эта наука у нас появилась и развивалась.

Ольга Киселева. GHOST FOREST

Сегодня первое дерево из будущего леса утраченных и реконструированных деревьев – «Метушелах» («Methuselah»), уже восстановлено и выросло благодаря усилиям ученого-биолога Э. Соловей спустя 1500 лет со времени его полного исчезновения
GHOST FOREST
Михаил Слободинский, куратор
Композиция состоит из видео, представляющего тень от листьев утраченного в древности и почти восстановленного сегодня пальмового дерева региона Негев (ныне – пустыня), и коллекции мини-скульптур, воспроизводящих артефакты найденных археологами фрагментов семян исчезнувших растений региона.

В будущем, через какие-то пару десятков лет, благодаря археоботаникам, мы сможем вновь гулять по такому реконструированному лесу, наслаждаться пением поселившихся в нем птиц, слышать шелест листвы и вдыхать древние - новые ароматы легендарных плодов финиковой пальмы.
В будущем, через какие-то пару десятков лет, мы сможем вновь гулять по такому реконструированному лесу, наслаждаться пением поселившихся в нем птиц, слышать шелест листвы и вдыхать древние-новые ароматы легендарных плодов финиковой пальмы
Ольга Киселева
Автор работы